Открыт новый класс нейропротективных молекул
23.01.2019
Открыт новый класс нейропротективных молекул
Учёные подтвердили существование элованоидов – биологически активных веществ на основе омега-3 жирных кислот, которые могут стать новым и вполне успешным классом нейропротективных препаратов. Об этом рассказали в статье, опубликованной в Scientific Reports. Американские исследователи обнаружили, что элованоиды, которые имеют уникальную структуру, основанную на докозагексаеновой кислоте (из которой и идет синтез), усиливают экспрессию белков про-выживания в тех клетках, которые подвергаются воздействию активных форм кислорода. Новый класс молекул обнаружили и описали в лаборатории доктора Николаса Базана, директора Нейронаучного центра превосходства при Университете Луизианы. Оказалось, что элованоиды играют роль своеобразных прекурсоров тех молекул (докозаноидов), которые в итоге стабилизируют состояние клеток и устанавливают в них равновесие процессов метаболизма. Это важно для возможного лечения некоторых форм дегенерации сетчатки, в том числе и болезни Штаргардта (жёлтопятнистой абиотрофии сетчатки). Элованоиды по структуре напоминают другие липидные посредники – простагландины, лейкотриены, липоксаны, эндоканабиноиды и докозаноиды, но у всех них разные физико-химические свойствами, а также совершенно разные биосинтетические пути. [caption id="attachment_571" align="aligncenter" width="675"] Первичный человеческий ретинальный пигментный эпителий. (а) Конфокальная микроскопия. (б) Световая микроскопия разных пассажей в культуре. Масштаб – 50 мкм. Источник: Bazan et al./Scientific Reports.[/caption]

«Наше исследование показывает потенциальные терапевтические мишени для дистрофических заболеваний сетчатки. Кроме того, эти результаты указывают на существенные концептуальные достижения для выживания нейронов, а также любых других клеток в организме через запуск мощной нейропротекции с помощью набора молекул, которые имитируют то, как организм естественным образом активирует эту защиту», - отмечает доктор Базан.

Подготовила Анна Хоружая