Пересмотрена роль лактата в метаболизме опухолей
31.12.2018
Пересмотрена роль лактата в метаболизме опухолей
Исследование, опубликованное в журнале Cell, ставит под сомнение эффект Варбурга. Ученые пришли к выводу, что лактат, ранее считающийся лишь продуктом метаболизма опухолевых клеток, так же является источником энергии. Это открытие может стать основой для разработки нового подхода к подбору терапии против различных злокачественных образований. Эффектом Варбурга называют склонность большинства раковых клеток к выработке энергии за счет процессов активного гликолиза с последующим образованием молочной кислоты, даже при наличии достаточного количества кислорода в тканях. При этом происходит активное накопление глюкозы во внеклеточном пространстве. В исследовании, проведенном доктором ДеБардинис и его коллегами, был изучен метаболизм клеток немелкоклеточного рака легких у мышей и людей in vivo. Ранее уже было доказан, что глюкоза является субстратом для процессов цикла Кребса в опухолевых тканях. Оказалось, что лактат тоже может выполнять эту функцию. Во время эксперимента ученые вводили пациентам меченные молекулы молочной кислоты (13C-lactate) и наблюдали активную продукцию метаболитов цикла трикарбоновых кислот. В то же время у мышей было выполнено удаление транспортера монокарбоксилата-1 (белок, отвечающий за межклеточный транспорт лактата) из опухолевых клеток путем блокировки кодирующих генов (процедура была проведена с помощью системы CRISPR). При этом не наблюдалось лактат-зависимых меченых метаболитов, что подтверждает автономное поглощение молочной кислоты раковыми клетками. Более того, было замечено, что лактат превалирует над глюкозой как источник энергии. «Наши результаты-это только первые шаги»,- прокомментировал доктор Брэндон Фауберт, один из ведущих авторов исследования. «Но мы увидели связь между утилизацией лактата и тем, как быстро опухоли метастазировали или рецидивировали. Эти данные позволяют предположить, что путь потребления клетками молочной кислоты является чем-то фундаментальным и соотносится с агрессивностью клинической картины». Учитывая то, что в метаболизм опухоли входит несколько питательных веществ, в том числе глюкоза и лактат, создание универсальных схем лечения, направленных лишь на одно из этих веществ, становится еще более затруднительным. Подготовила Александра Шатрова Источник