Помогут ли стволовые клетки при нейродегенерации?
01.12.2018
Помогут ли стволовые клетки при нейродегенерации?
В обзоре, опубликованном в журнале Rejuvenation Research, рассматривается потенциальная ценность стволовых клеток и некоторых терапевтических соединений для лечения и профилактики нейродегенеративных заболеваний. Поскольку мозг обладает ограниченными возможностями самовосстановления или регенерации, стволовые клетки могут представлять неплохую терапевтическую ценность для борьбы с тканевыми повреждениями мозга, вызванными травмой, старением или болезнью. Некоторые доклинические испытания методов лечения стволовыми клетками показали, что результаты, которых достигли в экспериментах на животных, не обязательно приведут к успеху у пациентов, и поэтому клинические исследования на людях ограничены по размеру и количеству групп. Исследователи из Университет Палермо в Италии изучили опубликованную литературу и последние данные, оценивающие эффективность стволовых клеток и других терапевтических соединений, имеющих потенциал в профилактике и лечении нейродегенеративных патологий. Учёные обсудили возможные преимущества и препятствия для использования различных типов клеточных культур, включая эмбриональные (ESC), мезенхимальные (MSC), индуцированные плюрипотентные (iPSC) стволовые клетки и нейронные предшественники (NSC). Они также сказали о том, что есть и доказательства для дальнейшего изучения пользы гибридов метформина и мелатонина, а также природных антиоксидантов, включая ресвератрол, куркумин и ацетил-L-карнитин. Главный редактор журнала Обри Д.Н.Ж. де Грей (Aubrey D.N.J. de Grey), представляющий исследовательский фонд SENS, отмечает, что на поздних стадиях нейродегенераций, когда уже потерян основной объем ткани, нужно то, что восполнит недостаток, и стволовые клетки для этого подойдут лучше всего. Поэтому необходимо их изучать пристально и со всех сторон. При этом в статье также описано, что они выделяют многочисленные факторы роста, которые могут восстановить состояние клеток, находящихся в состоянии износа. Это также имеет потенциальный положительный эффект, подходящий для более ранних стадий нейродегенеративных заболеваний. Тем не менее авторы отмечают, что многое еще только предстоит разработать, чтобы оказывать нуждающимся полноценную помощь. Подготовила Анна Хоружая Источник