06.12.2018
Рабдомиосаркома теперь считается раком немышечного происхождения
Онкологи из детской исследовательской больницы Сент-Джуд в США обнаружили, что рабдомиосаркома возникает из клеток-предшественников эндотелия сосудов. Исследование было опубликовано в журнале Cancer Cell. Рабдомиосаркома – один из самых распространённых видов рака у детей. Раньше считалось, что он возникает из незрелых клеток-предшественников поперечно-полосатых мышц. И действительно, при исследовании под микроскопом клетки рабдомиосаркомы очень напоминали клетки скелетной мышцы, поэтому врачи думали, что опухоль происходит из клеток-предшественников скелетных мышц. Но это не объясняло наличие опухоли в мочевом пузыре, простате и печени. В Гарвардском университете генетически вывели мышей, имеющих «биологический переключатель», позволяющий исследователям включать сигнальный путь белков семейства Hedgehog. Известно, что аномальная активация этого пути провоцирует рак. В Юго-Западном медицинском центре Техасского университета изучали роль этого пути в развитии опухолей из жировых клеток, в итоге у животных развились рабдомиосаркомы в области головы и шеи. Эксперименты показали, что клетки, ставшие рабдомиосаркомой, были не мышечными, а незрелыми эндотелиальными клетками. Генетические исследования тоже выявили признаки эндотелиального происхождения. Также было обнаружено, что опухоль растет довольно быстро в момент раннего развития и в процессе эмбриогенеза – это как раз объясняет то, почему опухоль чаще встречается у детей. Учёные исследовали и другой путь вызывающий рак - KRAC-путь. Однако, при активации этого пути на доклинических моделях образовывался абсолютно другой вид опухоли – ангиосаркома, что позволило исследователям сделать вывод о том, что в развитии рабдомиосаркомы главенствует Hedgehog-путь. Также было высказано предположение, что у рабдомиосаркомы имеется несколько клеток происхождения. Это может объяснить такую разнообразную локализацию опухоли. Следующим важным шагом в исследовании будет применение этих доклинических выводов на пациентах путем анализа их опухолевых клеток. Такие исследования помогут диагностировать и лечить рабдомиосаркому. Подготовила: Дарья Тюльганова Источник